на велосипеде по Москве21-й век. Каменные джунгли городов раскинулись на десятки километров. Чтобы нам, живым бактериям, как-то передвигаться по этому организму, город пронизан сетью транспортных артерий, вен и капилляров. Но эти сосуды безнадёжно забиты рычащими железными коробками. Что же делать маленькому, беззащитному микробу, чтобы попасть из точки А в точку В?
Есть одно волшебное транспортное средство, которое может проходить сквозь пробки! Но... Многие просто боятся им пользоваться (
А ведь ехать на велосипеде по дороге несравнимо быстрее, чем по тротуару.
В ответ на частые вопросы: "а как же ты едешь по дороге? Не страшно?", я решил собрать и записать свои размышления на эту тему. Может быть кому-нибудь пригодится?
Тут нужно сразу оговориться, что речь идёт не о велосипедной прогулке, а о конкретной необходимости попасть в нужное место, минуя круглосуточные пробки большого города.
Итак...
Российские правила дорожного движения не знают, что делать с велосипедистами. Они просто обязывают нас ехать по проезжей части и всё. А как это делать они не объясняют. Но в нашей стране государственные законы имеют мало отношения к реальной жизни реальных людей (и в этом наша свобода)) Поэтому, естественно, большинство велосипедистов катается по тротуару.
Но прелесть велосипеда в том, что он универсален! Он может двигаться и как пешеход, и как автомобиль. И если на вашем пути нет ни велодорожки, ни парка, вам надоело съезжать и заезжать на бордюры, спускаться и подниматься по лестницам переходов, дёргать звоночек, прося пешеходов уступить вам дорогу, то я приглашаю вас съехать на проезжую часть!
Это не так страшно )
Да, улицы такого города как Москва, - это джунгли. Полные опасных железных хищников. Но в джунглях есть свои законы. И если их соблюдать, то здесь вполне можно жить и даже получать удовольствие )
Этих законов и правил совсем немного. У меня получилось всего пять.
Итак, правило первое:
1. Не бойтесьчитать дальшеИспуганный человек ведёт себя неадекватно. Постарайтесь оставаться спокойным. Знайте: автомобили боятся вас не меньше чем вы их Вы - полноправный участник дорожного движения. Вы как маленькая машинка в правом ряду. Пусть вы голенький и незащищённый, пусть не развиваете такую как у них скорость, но у вас есть и преимущества: велосипед узкий и маневренный, и у него гораздо короче тормозной путь.Только не нужно этим злоупотреблять, потому что сразу за первым, идёт второе правило:
2. Не наглейте
Помните, что это джунгли. Не нужно дразнить хищника понапрасну, он может раздавить вас даже случайно. Ведите себя скромно. Ваша полоса - правая. Между машинами и краем дороги, почти всегда есть пространство, вполне достаточное для велосипеда. О "почти", поговорим чуть ниже.
(Примечание: Если у вас прямой руль, измерьте его ширину. Если он более 600 мм, есть смысл его укоротить до 550 мм или меньше (обычной ножовкой). В маневренности потеряете незначительно, а преимущество в глухой пробке окажется заметным)
Итак, не надо показывать, как хорошо вы знаете ПДД и качать свои права среди автомобилей. В джунглях никто никому ничего не должен. Вас могут просто не заметить! А поэтому:
3. Будьте заметным
Чтобы с вами считались, вас нужно увидеть! Одевайтесь поярче. Светоотражающие полоски на одежде и катафоты на велосипеде не украшение, а полезная вещь. Не стесняйтесь подавать команды о своих маневрах (вытянутая рука в сторону поворота).
Распостранённая ситуация: вы едете по главной, а справа выезжает машина. Водитель повернул голову и вроде бы смотрит на вас... Но не факт, что она вас пропустит! Очень может быть, что он смотрит сквозь вас. Он ищет глазами автомобиль, который ему нужно пропустить, а на велосипедиста он просто психологически "не настроен". Не воспринимает как опасность. Здесь помогает сила взгляда. Просто смотрите ему в глаза, поймайте его взгляд. Вы сразу почувствуете, когда он вас увидит. И тогда пропустит обязательно!
В тёмное время, задний фонарь, - обязателен! Передний тоже полезен, возможно кто-то увидит вас в боковое зеркало.
(Примечание: в городе улицы освещены, фара нужна не вам, а чтобы окружающие видели вас! Поэтому на дороге направьте фару не на асфальт, а повыше. Мигающий режим предпочтительнее, так как привлекает больше внимания)
Итак, важно, чтобы видели вас. Но и вам нужно видеть их:
4. Смотрите вокруг
Вертите головой при любом маневре. Постоянно держите в голове, откуда может угрожать опасность.
Например, та же ситуация, - вы на главной, а впереди справа примыкает переулок (улочка или выезд из двора). Всё внимание туда? Нет! Не только! Будте готовы и к тому, что слева вас может обгонять идиот, желающий повернуть направо прямо перед вами! (к счастью такие случаи редки, но не исключены)
Понимайте, откуда может выпрыгнуть хищник, "сканируйте" местность вокруг ежесекундно.
Я всегда езжу на велосипеде с плеером в ушах, и не вижу в этом ничего страшного. Ведь водителю в автомобиле тоже не обязательно СЛЫШАТЬ дорогу, потому, что он всё ВИДИТ.
(Примечание. Пара слов о вело-зеркалах заднего вида. Если вы найдёте такое, от которого будет реальная польза, то хорошо. Лично я пока не нашёл. Большое зеркало сильно вылезает за габариты велосипеда и мешает в плотном потоке. А в маленьком трудно поймать нужный сектор дороги. Оглянуться проще и быстрее. К тому же оглядываясь мы устанавливаем дополнительный контакт с водителями: "ребята, я вас вижу, обгоняйте спокойно!" )
Как это ни странно, но далеко не последнее место в статистике велоДТП занимают столкновения велосипедистов с неподвижными автомобилями (чаще всего припаркованными вдоль дороги) Как это так? А очень просто: в отличие от прогулочного велосипеда, на велосипеде "спортивном" (особенно на шоссейном) корпус велосипедиста наклонен вперёд, и велосипедист как-бы смотрит "в землю". Ему удобно бросить взгляд вбок, и даже назад, но неудобно смотреть вперёд, дальше 10 метров от своего колеса.
Обязательно смотрите вперёд!
Кстати, немало препятствий может оказаться и сверху, на уровне головы: ветки деревьев, зеркала автобусов, и даже дорожные знаки.
5. Двери
Неожиданно открывающиеся двери машин, - самый злой и страшный враг велосипеда. Против него оружия нет.
Можно посоветовать только следующeе:
- вдоль припаркованных машин, всегда проезжайте "с запасом" хотя бы в полметра (к счастью двери редко распахивают сразу и настеж). Пусть лучше вам засигналят сзади, чем вы узнаете каково врезаться в острый край полураскрытой двери.
- если совсем узко и отдалиться от них невозможно, снизьте скорость до минимума и держите руки на тормозе. Думайте только о том, что открыться может любая дверь, в любое мгновенье.
- это касается ЛЮБОЙ машины которая не едет, и с ЛЮБОЙ её стороны.
Если на дороге поток машин остановился, не стоит лихо нестись между ними. Это гораздо опаснее, чем когда машины движутся.Кстати, не забывайте что у припаркованной фуры тоже есть дверь. И она как раз на уровне вашего лба )
Но всё не так страшно. По сути, "двери", - это единственная непрогнозируемая опасность, которая подстерегает вас на дороге. Просто постоянно помните о их существовании и тогда они не смогут напасть на вас неожиданно )
Итак, мы едем вдоль тротуара и никому не мешаем. Но что делать если место "вдоль тротуара" занято?
Ну во-первых, всегда можно заскочить на тротуар. Или даже на газон )
А можно и объехать препятствие слева, почему нет? Правило №1 - вы маленькая машинка! ) Главное не делать резких манёвров. Уходите левее плавно (правило №2), но перед этим обязательно оглянитесь (правило №4). Водители сзади поймут ваше намерение. Не бойтесь, чтобы объехать стоящую машину, велосипеду даже не нужно выезжать во вторую полосу (только помните о правиле №5))
Если впереди на вашем пути остановился на остановке автобус (троллейбус или маршрутка), подумайте, а стоит ли его обгонять? Если вы понимаете, что он скоро тронется и опять обгонит вас, то может быть есть смысл сбавить скорость и дать ему уехать вперёд?
Поворот на перекрёстке налево. Это совсем просто: проезжаете перекрёсток на зелёный и сразу останавливаетесь. Рядом с машинами которые стоят и ждут зелёного чтобы ехать прямо.
Гораздо труднее (и это наверное самый сложный манёвр в городе) проехать прямо там, где пара рядов уходит направо без светофора. Такое встречается на развязках (например на ТТК в Москве). Здесь придётся заранее перестраиваться левее. Строго соблюдая первые четыре правила это вполне выполнимо.
Ну а если уж очень страшно, не беда, - всегда можно нырнуть в подземный переход. Велосипед это свобода передвижения )
Вот собственно и всё...
Пока писал этот пост, понял что готов говорить об этом очень долго. Хотелось рассказать ещё и о полосе для общественного транспорта, о трамваях, о движении ночью, о велодорожках, о происшествиях случавшихся лично со мной, о разных типах автомобильных пробок, о велоодежде... Но это, пожалуй, потянет на целую книгу. Ну не на книгу, но на маленькую брошюрку точно ))
Поэтому постараюсь закруглиться:
Всё что вам нужно на дороге, - это постоянное внимание. Любоваться пейзажами не получится. Но взамен вы получаете среднюю скорость передвижения по городу от 15 до 30км/ч (в зависимости от вашего велосипеда и подготовки). Часто это быстрее не только автомобиля, но и общественного транспорта.
Сквозь плотные заторы велосипед проходит быстрее чем скорая помощь с синей мигалкой и быстрее чем мотоциклист!
И плюс к этому, доезжать до места вы всегда будете в приподнятом настроении. Это - 100%! )
Удачи!
Сезон ещё не закрыт!
И да прибудет с вами Вело!